Специалисты в области терминологии и структурирования информации с более чем 15-летним опытом.
Поделиться
Нормы поведения и ведения хозяйственной деятельности определяются нормативными правовыми актами, принимаемыми законодательной властью. К ним относятся законы, кодексы, постановления и прочие регламенты. По юридической силе нормы права отличаются и составляют иерархию. Разберем, какие существуют виды законов, откуда появляются и как действуют.
Сведения полезны предпринимателям, руководителям, сотрудникам разных предприятий и прочим лицам. Помогут повысить уровень правовой грамотности, чтобы субъект мог отстоять свои права.
Нормативный правовой акт или НПА представляет собой документ, устанавливающий обязательные для исполнения правила. Его принимают госорганы и уполномоченные организации.
К числу нормативно правовых актов относятся:
ФЗ — федеральные законы (Трудовой или Гражданский кодексы);
президентские указы (например, о введении чрезвычайной ситуации);
правительственные постановления (о мерах поддержки бизнеса);
министерские приказы и распоряжения (о новых стандартах медицинской помощи).
Что не может быть НПА:
Письма и телеграммы не считаются НПА.
ВАЖНО. Территориальные подразделения ведомств не вправе издавать НПА — лишь центральные органы власти.
Признаки НПА
В 2018 году Пленум Верховного суда выделил признаки, по которым можно определить, что перед нами нормативно-правовой акт. Иметь понятие о них важно не только юристам, судьям или адвокатам. Это необходимо бизнесу, предпринимателям, гражданам. Знания позволят грамотно отстаивать свои права в суде, четко соблюдать нормы права и отличать неофициальные бумаги от законов.
Перечислим признаки НПА ТГП (теории государства и права):
Нормативно-правовые акты издает уполномоченная организация или должностное лицо. Если документ сформирован без таких полномочий, он не считается НПА.
Содержит обязательные правила, которые касаются неопределенного круга лиц. Это значит, что он не касается только одной компании или человека, а действует для всех, на кого распространяется его сфера.
Нормативные акты применяются многократно. Это не разовое решение, а правила, которые работают постоянно или до тех пор, пока их не изменят или не отменят.
НПА либо вводит новые нормы, либо изменяет или отменяет старые. Это основной источник права — все юридические нормы берутся именно из таких документов.
Органы могут принимать НПА только в пределах своей компетенции. Например, муниципалитет не может издать федеральный закон, а министерство не может установить налоговые ставки — это прерогатива Госдумы. Если по одному вопросу появятся несколько противоречивых нормативных актов, это приведет к хаосу.
В любом НПА должны быть указаны: его вид, название, орган, который его принял, дата и место принятия, номер. Без этих данных документ не имеет юридической силы.
НПА не может противоречить более важным законам. Например, указ Президента не может отменять федеральный закон, а региональный закон — нарушать Конституцию РФ.
Все нормативные акты должны быть официально опубликованы, чтобы граждане и организации знали о них. Государство не имеет права требовать соблюдения закона, если он не был официально опубликован.
ВАЖНО. Если кто-то хочет оспорить НПА, в суде нужно доказать, какие именно права или законные интересы он нарушает. Если судья увидит, что документ никак не касается истца, заявление просто не примут к рассмотрению.
Требования к нормативным актам
Нормативно-правовой акт должен иметь надлежащий вид, а именно он должен соответствовать следующим требованиям:
Соответствие реальности — нельзя просто придумать правила. Если закон не отражает реальную ситуацию в обществе, он не будет работать. Например, если общество не готово к реформам, закон останется «на бумаге» или вызовет протесты.
Четкая логичная структура —НПА должен содержать:
введение — обоснование, зачем нужен акт;
основные понятия;
права и обязанности — кто что может и должен делать;
льготы и поощрения — какие есть послабления;
ответственность — что будет за нарушение.
Понятное изложение — законы должны быть написаны так, чтобы их понимали не только юристы. Запутанные и перегруженные терминами тексты мешают людям соблюдать закон.
Учет интересов общества — при составлении акта важно избегать личных пристрастий и субъективизма.
Интересно. Происхождение нормативно-правового акта берет начало в древних обществах, когда появлялась необходимость формализовать правила поведения для поддержания порядка. Один из первых примеров — законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.), высеченные на каменной стеле и закреплявшие принципы возмездного правосудия («око за око»).
Далее перечислим виды нормативно правовых актов, составив классификацию.
Виды нормативно-правовых актов: их иерархия
Чтобы разобраться, что важнее постановление или приказ, стоит ознакомиться со структурой НПА. В России она строится по степени юридической силы.
Конституция. Основной закон. Остальные должны соответствовать.
Международные договоры. В соответствии со ст. 15 Конституции, противоречащие российскому праву международные документы подчиняются международному праву.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и Федеральные законы (ФЗ). Они регулируют главные вопросы государственного устройства. ФКЗ принимаются Государственной Думой, подписываются Президентом.
ФКЗ и ФЗ действуют по всей России. Если вопрос относится к совместной компетенции страны и ее регионов, то кроме ФЗ принимаются законы и другие нормативные акты субъектов РФ.
ФКЗ стоит выше ФЗ в иерархии. Они принимаются по вопросам, которые прямо указаны в Конституции. Пример: вопросы военного положения или изменения границ субъектов РФ.
Кодекс — это крупный федеральный закон, который объединяет нормы в определенной сфере. В России есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Налоговый, Земельный и другие кодексы.
Федеральные подзаконные акты РФ — примерами являются указы Президента, постановления Правительства, Акты министерств. Далее расскажем подробнее.
Президентские указы и распоряжения обязательны для всех в стране, однако они не могут противоречить Конституции, ФЗ и другим более важным актам.
Правительственные постановления подписывает глава Правительства. Если документ нарушает Конституцию, ФКЗ или ФЗ, Президент может его отменить.
Акты федеральных органов власти принимаются министерствами, службами, агентствами и другими ведомствами (например, ЦБ РФ, ЦИК, Генпрокуратура). Эти подзаконные акты регулируют конкретные сферы, но тоже не должны противоречить законам, которые выше в иерархии.
Конституции и уставы регионов. Россия состоит из 85 регионов, и каждый из них имеет свои законы. У республик есть конституции, а у краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области — уставы. Эти документы определяют правила управления регионом, но не могут противоречить Конституции РФ.
Законы субъектов Федерации. Каждый регион России принимает свои законы, но они не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ. НПА регулируют региональные вопросы, например, порядок выборов губернатора или меры социальной поддержки в субъекте.
Подзаконные правовые акты субъектов Федерации. Документы, которые принимают региональные власти — постановления губернаторов, правительства региона и прочие. Они помогают реализовывать законы субъектов, но не должны противоречить Конституции и ФЗ.
На уровне городов и районов также принимаются муниципальные решения, которые регулируют местные вопросы, например, благоустройство или правила торговли. Такая иерархия дает понять, что выше: постановление правительства или ФЗ, и какими НПА следует руководствоваться.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации действуют на:
территории России — все НПА РФ обязательны для исполнения во всей стране, включая субъекты Федерации (регионы), внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство;
граждан России независимо от их местонахождения — россияне обязаны соблюдать российские законы, даже находясь за границей (например, в вопросах налогов и воинской обязанности);
иностранцев и апатридов (лиц без гражданства) — если они находятся на территории России, на них распространяются российские законы, кроме случаев, когда применяются нормы международного права;
юридические лица — все организации, зарегистрированные в РФ, должны соблюдать законы страны, независимо от формы собственности (государственные, частные, иностранные компании, работающие в России);
государственные органы и должностных лиц — чиновники и госструктуры обязаны действовать в рамках законов РФ и подчиняться нормам, установленным в НПА.
Исключения
Дипломатические представительства (посольства, консульства) — на их территории действуют международные нормы и законы страны, которую они представляют.
Международные организации и договоры — в некоторых случаях международные соглашения имеют приоритет над российскими НПА.
Нормативный и ненормативный правовой акт
Правовые акты бывают нормативными и ненормативными.
НПА — это документ, который устанавливает правила для всех и применяется многократно. Пример нормативно правового акта как источника права — закон о дорожном движении, который обязывает всех водителей соблюдать правила на дорогах.
Ненормативный или индивидуальный правовой акт — документ, который касается конкретных людей или организаций и применяется один раз. Пример — судебное решение о разводе, которое действует только для конкретной семьи, или приказ о назначении на должность, который касается только одного сотрудника.
Нормативный акт и предписание: в чем разница
Предписание — это разовое указание, которое дается конкретному человеку или организации и применяется только один раз. Например, предписание Роспотребнадзора о закрытии магазина из-за нарушений действует только для этого магазина и прекращает силу после исполнения.
Норма права, в отличие от предписания, имеет два главных признака:
Применяется многократно, действует постоянно и каждый раз, когда возникает нужная ситуация. Например, законодательное правило о необходимости платить налоги действует всегда, а не только один раз.
Охватывает широкий круг лиц — не касается одного человека или организации, а распространяется на всех, к кому относится (например, на всех водителей, пенсионеров или работодателей).
Популярные вопросы об НПА
Они бывают в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов и иных, установленных законом.
Президент РФ, сенаторы, депутаты, Правительство РФ, региональные парламенты и высшие суды.
Законопроект регистрируется, направляется в профильный комитет, проходит экспертизу, обсуждения, слушания и включается в программу заседаний.