Муниципальные квартиры составляют значительную часть жилищного фонда. Они находятся в собственности органов местного самоуправления, предоставляются гражданам по договору социального найма. Наниматели имеют те же права, что и владельцы, только не могут распоряжаться недвижимостью. Закон запрещает продажу и наследование муниципальных объектов, использование их при оформлении залога или пари.
Снять перечисленные ограничения поможет приобретение муниципального имущества в собственность. Процедура доступна гражданам РФ с заключенным договором соцнайма, позволяет получить полные права на жилье.
Сегодня мы рассмотрим особенности проживания в квартирах, которые принадлежат муниципалитетам. Кроме того, расскажем, у кого возникает право на приватизацию жилого помещения и как его реализовать. Сведения будут особенно полезны читателям, планирующим стать собственниками квартир.
Права квартиросъемщика в муниципальной квартире определяются договором аренды и действующим Жилищным кодексом. Это значит, что жилец не может править условия взаимодействия с муниципалитетом, обязан соблюдать установленные законом правила проживания.
Если квартира находится в муниципальной собственности, наниматель имеет следующие права:
Обязанности нанимателя регламентирует статья 67 Жилищного Кодекса:
Нарушение любого из перечисленных пунктов может являться причиной для выписки и расторжения договора найма. Как правило, процедура проводится через суд.
Зарегистрированные жильцы могут прописать в квартиру своих несовершеннолетних детей, не спрашивая согласия остальных. Выписка несовершеннолетних осуществляется через органы опеки.
Тарифы на муниципальное жилье рассчитываются по отдельным ставкам, не связанным с рыночной ценой. Например, аренда квартиры по объявлению в Москве обойдется в 45–60 тысяч рублей в месяц. Аналогичный объект по договору социального найма предлагается по цене в 30 рублей за квадратный метр. В пересчете на среднестатистическую «однушку» — это 1 200 рублей в месяц.
Закон позволяет арендатору обменивать муниципальное жилье. Однако это сложная процедура с запутанным регламентом. На практике она проводится крайне редко, предполагает выбор из очень ограниченного числа квартир.
Наличие детей требует участия органов опеки и попечительства в процедуре обмена. Они не допустят ухудшения жилищных условий, связанных с переездом в квартиру меньшей площади или с меньшим количеством комнат.
Некоторые квартиросъемщики предпочитают не приватизировать жилье. Такой подход позволяет проживать по договору соцнайма, имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества:
Минусы муниципального жилья описаны выше. Они связаны с невозможностью продать, завещать или заложить объект. Кроме того, арендатор не может делать перепланировку и выполнять прочие операции, влияющие на площадь или конфигурацию квартиры.
Приватизация квартиры, используемой по договору соцнайма, предполагает сбор пакета документов девяти категорий.
Детям до 14 лет может потребоваться подтверждение гражданства от миграционного центра. Но если родители ребенка являются гражданами РФ и проживают в приватизируемой квартире, в этом нет нужды.
Претенденты на приватизацию должны предоставлять документы с неистекшим сроком действия. Для паспортов и свидетельств о рождении он определяется возрастом человека. Ордер, технический паспорт и договор социального найма действуют бессрочно. Выписка из домовой книги и справка об отсутствии задолженности выдаются на один месяц.
Приватизация жилой площади осуществляется в пять этапов. Они не требуют дорогостоящей юридической помощи, доступны большинству квартиросъемщиков.
Сбор документов, необходимых для смены статуса объекта. Ряд бумаг подготавливается в течение нескольких дней. Это стоит учитывать, планируя проведение процедуры. Кроме того, нужно проработать организационные моменты: узнать адрес ближайшего МФЦ, офиса УК и приемных муниципальных органов, а также графики их работы.
Подача пакета документов в организацию, ответственную за имущественные вопросы. Как правило, это Департамент имущественных отношений или Комитет управления городским имуществом. Процедура проводится по предварительной записи.
Ожидание проверки документов может включать вспомогательные действия. В ряде случаев требуются дополнительные бумаги, связанные с параметрами объекта и статусом проживающих. Документы стоит предоставить в сжатые сроки, в противном случае велика вероятность отказа.
Максимальная продолжительность проверки — 46 рабочих дней.
Получение официального документа, подтверждающего смену статуса объекта. Также в договоре указывается перечень собственников, получивших имущественные права.
Передача договора в Росреестр для изменения записи об объекте недвижимости. Действие выполняется через приемную самого уполномоченного органа или МФЦ. Второй вариант предпочтителен.
По завершении перечисленных процедур запрашивается справка из ЕГРН. Она содержит обновленные данные о статусе квартиры: форма собственности, количество владельцев и наличие обременений.
Организация, курирующая имущественные вопросы, может отказать гражданину в приватизации по ряду причин:
Если недочеты можно устранить быстро, с заявителем связывается представитель организации и сообщает соответствующие инструкции. Такой подход исключает повторную подачу заявки, экономит время и средства.
При приватизации могут возникнуть определенные сложности, влияющие на процесс. Ниже представлены наиболее распространенные из них.
Недочет, вызванный погрешностью средств измерения. Вероятно, замеры проводились в разные временные промежутки с использованием разного инструмента. В результате значения в бумагах могут несущественно отличаться. Чтобы исправить ошибку, нужно вызвать замерщика из БТИ, провести контрольные процедуры и привести параметры в документах к общему числу.
Наличие имущества в аварийном доме приводит к отказу в приватизации, однако это не означает, что арендатор не сможет воспользоваться своим правом в дальнейшем. После сноса аварийного объекта он получит новое жилье по договору социального найма. Эту квартиру можно будет приватизировать в соответствии с общими правилами процедуры.
Если одним из проживающих является лицо с ограниченной дееспособностью, приватизация проводится с участием органов опеки и попечительства. В данном случае используется тот же алгоритм, что и с несовершеннолетними.
Недвижимость, находящаяся в собственности воинских частей и расположенная на закрытых объектах, не подлежит приватизации. При этом лицо, проживающее в ней, сохраняет право на подобную услугу. Для его реализации достаточно заключить договор социального найма с муниципальной структурой.
«Центр Развития Бизнеса» способствует решению финансовых вопросов, связанных с недвижимостью. Мы поможем с ипотекой на строительство дома или с ипотекой на вторичное жилье, порекомендуем сопутствующие кредиты наличными.
Воспользоваться нашим предложением стоит ряду причин:
Наряду с решениями для частных лиц представлены финансовые продукты для организаций. В наличии удобный лизинг авто, получение таможенных и банковских гарантий, другие услуги.
Да, это обязательное условие при приватизации квартиры по соцнайму. Однако несовершеннолетние могут отказаться от своей доли в пользу родителей или других родственников. Для этого необходимо разрешение органов опеки.
Действие возможно при наличии документов и соответствующих оснований. Впоследствии владелец может продать собственность, но приоритетное право выкупить ее получают остальные жильцы квартиры.
Право приватизировать социальное жилье получают жильцы, зарегистрированные в нем. Некоторые из них могут отказаться от процедуры в пользу других проживающих.
В соответствии с Федеральным законом № 14-ФЗ приватизация квартир, используемых по договору социального найма, может проводиться бессрочно. При этом количество процедур осталось неизменным. Воспользоваться правом на перевод жилья в частную собственность можно всего один раз.
Интересуетесь преимуществами и условиями получения муниципального жилья? Оставьте заявку, и наши специалисты ответят на ваши вопросы!