Whatsapp Telegram
+7 (495) 023-58-33
Будни с 9:00 до 18:00

Статьи / Факторинг / Бухгалтерский и налоговый учет факторинга

Бухгалтерский и налоговый учет факторинга

Факторинг Иконка просмотров 1 060 Иконка времени чтения 13 минут

Факторинговая поддержка для многих компаний по-прежнему остается неясной схемой и вызывает опасения. Заключение договоров, ведение документации и учета по факторингу — все кажется сложным и непонятным.

В этой статье рассмотрим подробнее важную тему — бухгалтерский и налоговый учет факторинга: что это такое простыми словами, какие бухгалтерские проводки нужно отражать покупателям и поставщикам, когда и где фиксировать финансовые операции и что делать со средствами в случае непредвиденных ситуаций.

Содержание

Понятие факторинга: что это и зачем он нужен

Факторинг — это комплекс услуг по финансовой поддержке компаниям, предоставляемой на условиях отсрочки платежа и передачи права денежного требования.

Участниками сделки являются:

Данный финансовый инструмент увеличивает скорость оборачиваемости денежных средств и сокращает рост кассовых разрывов. Благодаря ему предприятие меньше рискует, появляется больше уверенности в работе с новыми клиентами, снижается вероятность неоплаты поставок, расширяется география сбыта и даже открывается выход на международный рынок.

Мы готовы проконсультировать ИП и представителей компаний по вопросам факторинга.

Подать заявку
Контакты

Виды факторинга

Этот финансовый инструмент решает разные задачи, поэтому имеет широкую классификацию разновидностей факторинга:

Какая бы задача ни стояла перед компанией, факторинг — это надежная страховка, оптимальная защита от финансовых рисков.

Проконсультируем, какой вариант услуги приемлем и рационален в вашем случае.

Подать заявку
Контакты

Как правильно вести бухгалтерский и налоговый учет сделок по факторингу

Владельцы компаний, использующие банковскую поддержку данного типа, нередко опасаются увеличения нагрузки на финансовые службы своего предприятия и не спешат заключать договор с кредитным учреждением.

На самом деле ведение такого учета в бухгалтерии не требует больших трудозатрат, и нагрузка на сотрудников финансовых подразделений не увеличивается. Нужно лишь знать, как корректно отразить несколько дополнительных проводок учета факторинга.

Статьи по теме

Все о договоре факторинга простыми словами
727 Иконка времени чтения 9 минут
Агентский факторинг
491 Иконка времени чтения 7 минут
Виды факторинга: рассказываем о сути и назначении финансо...
352 Иконка времени чтения 7 минут

Список бухгалтерских проводок по факторингу для поставщика

Все расчеты между участниками сделки отражаются в бухучете компании.

Данные по ним должны быть занесены в бухгалтерский учет операций — 1С:Бухгалтерия на субсчет 76.13, которому можно дать название «Расчет с факторинговыми компаниями».

Основные проводки для бухучета факторинга у поставщика

Учет факторинга у поставщика ведется с помощью специальных проводок, которые он обязан заносить в систему. Несоблюдение этого правила считается нарушением закона.

При реализации товара и заключении договора поставщик делает следующие проводки в бухучете:

Дебет Кредит Операция
1 76 91.1 Отражение уступки денежного требования банку
2 91.2 62 Списание денежного требования, которое было уступлен банку
3 51 76 Перечисление денежных средств от фактора по договору

Проводки, связанные с комиссией за услугу

Дебет Кредит Операция
1 91.2 76 Отражение суммы комиссии банку
2 19 76 Выделение НДС с комиссии по факторингу проводки
3 68 19 Принятие к вычету НДС из комиссии, причитающейся банку
4 76 51 Отражение перечисления комиссии (с НДС) за услуги

Проводки для регрессивного факторинга, которые отражают баланс счета

При факторинге с регрессом проводки форма отчетности выглядит следующим образом:

Дебет Кредит Операция
1 009 Отражение на забалансовом счете уступки денежного требования
2 62 90 Учет задолженности покупателя по платежам за реализованные товары
3 90 68 Отражение НДС по поставленным товарам
4 51 76 Поступление средств от банка в качестве финансирования

Зная и используя эти проводки у продавца для отражения факторинга в бухгалтерском учете, вы не испытаете никаких проблем при реализации сделки.

Список бухгалтерских проводок по факторингу для покупателя

Рассмотрим, какие проводки отмечают покупатели, где отражается факторинг в балансе и на каком счете учитываются платежи по договору.

Основные задачи, связанные с факторингом в бухгалтерском учете, выполняет бухгалтерия. Покупатель должен лишь перевести деньги по реквизитам и внести сведения о погашении задолженности.

Обычно в учете операций факторинга отражаются только данные передачи задолженности по договору, а также о погашении кредиторского денежного обязательства в случае перечисления денег банку.

При проведении документа в регистр фиксируются следующие проводки факторинга:

Дебет Кредит Операция
1 41 60 Отражение задолженности перед поставщиком
2 19 60 Выделение НДС по стоимости поставки
3 68 19 Вычет НДС из стоимости поставки
4 60 60 Перевод задолженности в банк от поставщика
5 60 51 Перечисление средств за поставку на счет банка

Учитывайте, что договор распространяется только на те товары, по которым уступлены права денежного требования банку. Если же права уступки нет, то транзитные платежи по факторингу будут проходить на вашем расчетном счете как обычные, и особые проводки в отчете по ним не нужны. Все они будут отражаться по проводке ДТ 51–КТ 62.

Схема проводок при операции отгрузки товаров должна быть примерно следующего характера:

Дебет Кредит Операция
1 62 90 Отгрузка товара
2 76.05 91.01 Отражение дохода при передаче прав требования банку
3 91.02 62.01 Списание задолженности покупателя
4 51 76.05 Получение финансирования от банка
5 91.02 76.05 Отражение расходов за услуги банка
6 19.04 76.05 Отражение НДС по услугам банка

Все перечисленные проводки у поставщика и у покупателя несут одну цель — уменьшение долга и получение денежных средств, ведь факторинг представляет собой продажу дебиторской задолженности банку, а не кредит.

Особенности налогового учета сделок по факторингу

Налоговый учет расходов по договору факторинга ведется на основании статей НК РФ.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, расходы компании должны иметь экономическое обоснование. Доказать экономическую выгоду факторинга бывает трудно, поэтому налоговые органы пытаются исключить такие затраты из расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Но это спорная позиция, противоречащая ч 1 ст. 8 Конституции РФ.

Соответственно, при учете затрат по договору факторинга для целей налогообложения, нужно быть внимательными и учитывать следующие моменты:

  1. Если сумма вознаграждения банку или иному кредитному учреждению фиксированная, то она должна отражаться в составе расходов, учитываемых при определении налога на прибыль — это соответствует ст. 264 Налогового кодекса.
  2. Если комиссия не зафиксирована договором, а отражена в процентах, применяется порядок налогообложения в соответствии со ст. 269, устанавливающей порядок переуступки права требования.

В целом налогооблагаемая база возникает только в случае, когда сумма дохода по договору превышает размер требования, по которому были уступлены права.

Согласно ст. 171 НК РФ, вычету подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам, услугам и операциям, признаваемым объектами налогообложения НДС.

Учет НДС

Стоит отметить, что комиссионные платежи в пользу банка подлежат налогообложению НДС в соответствии со ст. 155 и 154 НК РФ. Здесь важны следующие моменты:

  1. При фиксированной комиссии финансовому агенту клиент вправе принять к вычету всю сумму НДС, отраженную на счету фактора.
  2. Если вознаграждение не зафиксировано договором и установлено в процентах, то НДС по таким счетам принимается к вычету пропорционально сумме расходов, учтенных для целей налогообложения прибыли, в соответствии со ст. 171 НК РФ.
  3. Если по факторингу проводятся операции, не облагающиеся налогом, то сумму НДС с комиссии клиент не имеет права принимать к вычету.

В данном случае объектом налогообложения по ставке НДС признается реализация товаров или услуг на территории РФ, включая предметы залога.

Трансформация отчетности по МСФО

МСФО — это международные стандарты финансовой отчетности.

Нередко компании, особенно работающие на международном рынке, должны предоставлять отчетность финансовым службам в соответствии с МСФО. Это требование регулируется законом 208 ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Такая форма отчетности позволяет работать с иностранными партнерами и привлекать зарубежные инвестиции.

Кратко о трансформации отчета по РСБУ в МСФО

РСБУ — это российские стандарты бухгалтерского учета.

Трансформационные проводки с переводом РСБУ в МСФО может выполняться следующими способами:

  1. Составление сводной трансформационной и рабочей таблиц.
  2. Ведение журналов трансформационных бухгалтерских записей.
  3. Создание частной таблицы по разделам учета.

Примеры трансформационных корректировок:

Также имеются и особенности балансового учета. При трансформации бухгалтерской отчетности изменениям подвергаются не только показатели баланса, но и данные о прибыли и убытках.

Мы готовы дать компетентные подробные консультации по организации бухучета в сделках с факторинговой составляющей.

Подать заявку
Контакты

Популярные вопросы о бухгалтерском и налоговом учете по факторинговым сделкам

Вся информация о проводках по факторингу в бухгалтерском учете должна находиться на субсчете 76.13 «Расчет с факторинговыми компаниями».

Для начала определите, выполнены ли условия для прекращения признания финансового актива. В этом вам могут помочь стандарты МСФО.

Факторинг в балансе не отражается как кредитное обязательство.

Эксперты Центра развития бизнеса
Автор статьи
Поделиться
Поделиться

Отправляя данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.

Стоит изучить по теме «Бухгалтерский и налоговый учет факторинга»

1 165 Иконка времени чтения 10 минут
1 124 Иконка времени чтения 9 минут
1 060 Иконка времени чтения 13 минут
727 Иконка времени чтения 9 минут
491 Иконка времени чтения 7 минут
352 Иконка времени чтения 7 минут
×