Факторинг гораздо доступнее и проще, чем принято считать. Это вовсе не сложный финансовый инструмент исключительно для крупных мировых компаний, это то, что подойдет всем.
В этой статье расскажем про то, что это такое, какие преимущества факторинг может дать вашему бизнесу, и о каких недостатках факторинга нужно знать прежде, чем оформить сделку.
Факторинг — комплекс удобных финансовых услуг по предоставлению поддержки компаниям на условиях отсрочки платежа и передачи права денежного требования.
Принцип его действия таков:
поставщик выполняет работы и поставляет товар покупателю с отсрочкой платежа;
банк-фактор оплачивает большую часть суммы поставки, с помощью которой продавец покрывает текущие затраты компании, например производит закупку сырья;
после этого факторинговая компания взимает задолженность с покупателя.
Для этого поставщик оформляет договор с банком, чтобы получить финансирование с переуступкой права денежного требования.
Участники факторинговой сделки
В договоре есть несколько участвующих сторон:
поставщик — продавец товаров или услуг, клиент, кредитор или же продавец требования;
покупатель — заказчик, который получил от поставщика отсрочку платежа (иначе — дебитор или заемщик);
фактор — банк, факторинговая компания, микрокредитная организация, взявшая на себя финансовое обязательство.
Факторинг хорошо зарекомендовал себя у крупных производственных и торговых компаний, работающих по долгосрочным договорам, имеющих высокий рейтинг и ведущих безубыточную деятельность в течение долгого периода. Для разовых сделок инструмент практически не применяется.
Предоставляем консультационную и правовую поддержку участникам факторинговых сделок.
Опыт многих мировых компаний показал, чем выгоден факторинг. Для покупателя это возможность получить кредит на товар и ускорить процесс закупок, увеличить их объем. Для поставщика — увеличение продаж. А банк получает от сделки хорошую прибыль за свои посреднические услуги.
Основные преимущества для поставщика
Ввиду того что факторинг является финансово-кредитным инструментом, стоит в первую очередь остановиться на его преимуществах для дебитора.
Рост объемов продаж. Этот показатель является одним из главных для оценки успехов компании. Чем больше и интенсивнее рост, тем выше прибыль. Добиться этого возможно только при повышении конкурентоспособности товаров, например, посредством расширения ассортиментов продукции или увеличения периода отсрочки платежа. Для достижения подобных целей оформление факторинга подходит больше всего.
Уменьшение кассовых разрывов. Нередки ситуации, когда поставщик испытывает финансовые трудности при поиске средств для расчета с кредиторами и поддержания деятельности компании. При факторинге эта проблема исчезает, ведь финансирование поступает сразу же после отгрузки товара.
Повышение финансовой устойчивости за счет увеличения оборотных средств. Факторинг помогает обеспечить достаточный денежный оборот компании, увеличить объем производства или закупок, восполняя дефицит ликвидности. С помощью этого финансового инструмента у предприятия появляется отличный шанс крепко закрепиться на рынке.
Наличие удобных дополнительных услуг. Помимо основной функции, факторинг также может предложить страхование от финансовых и кредитных рисков, управление задолженностью, юридическое сопровождение, ведение счетов предприятия и контроль за поступлением средств. Комплексность услуги — это удобно.
При таком виде инструмента, как факторинг без регресса, еще одним преимуществом является возможность передачи кредитного риска банку. Как видим, очевидных преимуществ для поставщика очень много.
Основные преимущества для покупателя
Теперь рассмотрим, насколько существенны преимущества факторинга для покупателя, на примере реверсивного варианта, когда договор заключается покупателем в пользу поставщика и ответственность за уплату комиссии банку несет должник.
Основные преимущества факторинга для покупателя:
возможность получения отсрочки платежа на длительный период, с оплатой после реализации товара;
увеличение объема закупок, вследствие чего — рост компании;
повышение конкурентоспособности благодаря расширению товарного ассортимента и скидок на продукцию;
сотрудничество с важными поставщиками на постоянной основе, что особенно важно для широких торговых сетей.
Нередки ситуации, когда покупатели сами обращаются к банкам, желая заключить контракт о факторинговом обслуживании с поставщиками. Обусловлено это тем, что торговые сети нуждаются в постоянном наличии товаров у работающих с ними поставщиков. Факторинг в данном случае позволяет использовать резервы для уменьшения цен на продукцию без ущерба для производителей.
Но несмотря на все плюсы и минусы факторинга для покупателя, этот инструмент связан с рисками, а потому имеет ряд недостатков, с которыми нужно ознакомиться, прежде чем заключать сделку.
Недостатки факторинга: минусов немного, но важно их учесть
Сложности, связанные с документооборотом. В случае большого объема передаваемых банку счетов может значительно увеличиться нагрузка на организацию документооборота компании.
Лимитированный срок финансирования. Максимальный лимит заказчика по отсрочке платежа составляет 180 дней. В случае государственных контрактов этот срок может достигать 360 дней. Для некоторых предприятий это может оказаться проблемой.
Операции возмещения НДС. Некоторые сложности с зачетом НДС связаны с тем, что финансирование по сделке осуществляется не в 100%-ном объеме сразу же, а делится на две части. Сначала выплачивается 90 %, а резервный остаток по сумме — после завершения сделки.
Избирательное отношение к дебиторам. Большинство банков хотят работать с крупными компаниями, чья выручка составляет от 2 млрд в год, и готовы финансировать не все поставки.
Банки предпочитают открытый факторинг. Многие покупатели не хотят быть должны банку, чтобы избежать возможных проблем, предпочитая работать только с партнером-поставщиком. Поэтому банки, во избежание осложнений, нередко требуют согласия второй стороны на перечисление средств на счет. Этот пункт можно отнести к минусам факторинга для поставщика.
В общем, можно заключить, финансовый инструмент хорош в ситуациях, когда нужно быстро получить средства, увеличить объем своих продаж или выйти на международный рынок. Однако и минусы факторинга тоже имеются, поэтому, прежде чем использовать этот инструмент, нужно оценить выгоду от немедленного поступления денег и возможные финансовые потери от неполучения своевременного платежа.
Корректно проконсультируем о достоинствах и недостатках факторинга в конкретном случае.
Да, мы даем компетентные консультации. Наши специалисты выяснят у представителей компании-клиента актуальные условия, влияющие на выбор вида факторинговой сделки, проанализируют ситуацию и порекомендуют оптимальный финансовый инструмент с минимально возможной стоимостью.
Каждый инструмент имеет свои плюсы и минусы. Факторинг включает в себя беззалоговое финансирование, в отличии от кредита, и предоставляется гораздо оперативнее. Но его главное преимущество в том, что все денежные риски передаются финансирующей стороне. Это снижает цену сервиса.
Услуга недоступна компаниям и предприятиям, которые:
не продают товары или не оказывают услуги с отсрочкой платежа;
получают оплату от покупателя наличными средствами;
если в отношении компании запущена процедура ликвидации;
имеется судебный процесс о признании клиента банкротом.
А также компании, находящиеся в санкционном списке России, не смогут получить факторинговое обеспечение.